Обеспечивать миллионы просмотров в СМИ без рубля вложений в рекламу
МАРИЯ ФАНК, 23 ГОДА
В течение 4 лет я работала ивент-менеджером в Красноярске — участвовала в организации концертов Макса Коржа и IOWA на 1500 человек и сама организовывала общевузовские посвящения на 1300 человек и другие городские мероприятия. Затем переехала в Москву и стала пиарить предпринимателей, обеспечивая за 1-2 дня 38 публикаций в СМИ с охватом больше 5 млн человек.

Это всё я делала только с помощью партнёрских взаимоотношений без рубля вложений в рекламные каналы.

О том, как и с помощью чего мне это удавалось и, главное, как самому научиться бесплатно привлекать клиентов в свой бизнес, забыв про Яндекс.Директ — читайте в истории моего пути, которую расскажу дальше.
Реализовать мечту

Я родом из Красноярска. После школы хотела попробовать себя в журналистике, но так как денег на обучение у родителей не было, пришлось поступить на инженера-механика подвижного состава в университет, где работала моя бабушка, которая устроила меня на бюджет.

Уже на первом курсе я начала работать менеджером по продажам в крупном рекламном агентстве в Красноярске. А через полгода стала руководителем отдела продаж.

С детства я любила общаться с людьми, быстро шла на контакт и легко могла зажечь человека идеей, поэтому с продажами у меня заладилось с первого месяца.
Я собирала людей на городские концерты и мероприятия с российскими звёздами, и мне самой хотелось их организовывать, поэтому ещё через полгода я перешла в ивент-отдел того же агентства.
Собирать концерты, не вкладываясь в рекламу

Вечеринка «Ночь первокурсника» на 1500 человек


Четыре года я организовывала разные по масштабу мероприятия. Это и концерты групп «Чаян Фамали» и «Пицца» на 1000-1500 человек, и студенческие вечеринки на 1300 человек, и мероприятия на 50-100 человек по 2 раза в неделю.
Людей на эти мероприятия и концерты собирала только через партнёров, не тратя ни рубля на рекламу.
Это были компании со схожей целевой аудиторией, с которыми я договаривалась о взаимной бесплатной рекламе. Партнёров искала в основном через знакомых, но иногда сама устанавливала первый контакт.

К примеру, суши-бар «Оригами» разыгрывал билеты на наши концерты среди своих клиентов через репосты во ВКонтакте. Через такие же конкурсы мы продвигались в пабликах с нашей целевой аудиторией. Также я договаривалась с турагентствами, магазинами одежды и радиоканалами, чтобы они продавали наши билеты за процент от продаж или за размещение их логотипов как партнёров на афишах и билетах.

Розыгрыш 5 тысяч рублей от турагентства на концерте SNOW MUST GO ON
Я не влияю на этот бессистемный поток идей партнёрских схем, который естественным образом постоянно из меня льётся. Ещё я не боюсь вести переговоры с партнёрами, так как коммуницирование с людьми — моё любимое занятие.
Поэтому для меня всегда было легко и в радость бесплатно искать клиентов через разного рода партнёрства.
Побег из ужаса
В течение 4 лет работы ивент-менеджером я параллельно пробовала себя на других должностях агентства. Работала маркетологом, арт-директором и исполнительным директором.
Мне было тесно на одном месте и всегда хотелось
чего-то бóльшего и нового.

На третьем курсе я перестала ходить в университет, так как уже зарабатывала 50-80 тысяч рублей в месяц — больше, чем если бы работала по специальности.
И всё бы хорошо, но последние 2 года в Красноярске
были похожи на ужас.

Я упёрлась в потолок. Одни и те же мероприятия, люди, даже выходные я проводила однообразно. Эта цикличность не давала мне покоя. Хотелось другой жизни, новых вызовов и больше возможностей.

Получилось так, что подруга, которая уезжала по делам в Москву, уговорила меня поехать с ней. Другого момента выбраться из этого ужаса я бы не нашла. Так и переехала в Москву в сентябре 2016 года, начав всё с чистого листа.

Переезд в Москву
Благодаря общительности в Москве я быстро нашла «своих» — целеустремлённых и развивающихся людей. В основном это были предприниматели. Я попала в комфортное для себя окружение единомышленников. И до конца привыкнув к ритму жизни столицы, я поняла:
Я не хочу отсюда уезжать.
Полгода я стояла на месте и делала то же, что и в Красноярске — помогала знакомым организовывать мероприятия и выстраивать партнёрские отношения. Но в марте 2017 года я столкнулась с новой для себя задачей, после чего и начался самый интересный виток моей жизни.
Вызов
Подруга познакомила меня с женским тренером Денисом Байгужиным, который искал ассистента-пиарщика. Я решила попробовать себя в этой роли и начала с ним работать. Задача стояла сделать Дениса известней с помощью публикаций в печатных и электронных СМИ и выходов в эфиры на федеральных телеканалах.

Но так как СМИ скептически относятся к коучам, тренерам и психологам, считая их шарлатанами, задача становилась вдвойне сложней.

Денис Байгужин и Маша
Оправдала все ожидания
Я начала знакомиться и налаживать дружеские отношения с продюсерами и корреспондентами телеканалов и СМИ, чтобы лучше понимать их потребности. Выходила на них либо через знакомых, либо через тематические группы во ВКонтакте и в Facebook, в которых представители СМИ выкладывали посты с запросами о том, кто нужен им в эфир или в статью.

Группа «Помоги журналисту» в Facebook
Я поняла, что среди корреспондентов работает правило «помоги мне — а я помогу тебе».

Денис Байгужин на передаче «Мужское / Женское» на Первом канале
И я стала помогать им. Если видела, что в эфире телепередачи не хватало героя, находила среди знакомых подходящих кандидатов. А так как корреспонденты часто работают сразу на нескольких телеканалах, через некоторое время у меня сложились хорошие отношения с большим количеством федеральных СМИ.

Так я обеспечила Денису эфир в «Деловом утре» на НТВ и на различных передачах на «Первом канале» в роли эксперта по вопросам, связанным с женской аудиторией.
В результате всей PR-кампании, которую я сделала Денису, не вложив ни рубля в рекламу и продвижение, количество посещающих его тренинги женщин увеличилось в 1,5 раза, а его месячный заработок вырос в 3 раза. Также он стал намного известней — СМИ уже сами приглашали его сниматься в своих передачах.
Нашла своё дело
Через опыт с Денисом Байгужиным я поняла, что хочу и дальше пиарить предпринимателей в СМИ. Это дело требует постоянного общения с корреспондентами и продюсерами, что мне нравилось и с чем я хорошо справлялась. К тому же я стала зарабатывать больше, чем в Красноярске, ведь за обеспечение одного эфира на федеральном канале я брала от 50 тысяч рублей.

После Дениса я обеспечила ещё разовые выходы в СМИ предпринимателям Сергею Косенко, Герману Гаврилову, Павлу Александрову. Помогла сети барбершопов TOPGUN выстроить на улице очередь из клиентов с помощью одного выхода в эфир «Делового утра». И с помощью одной статьи привлекла 150 клиентов в магазин обуви ручной работы Migliori.

Статья на «РБК» о Махаче Хайбаеве — основателе бренда обуви ручной работы Migliori
Из хаоса в порядок
У меня не было пошагового алгоритма или схемы «1-2-3», по которой я выстраивала отношения со СМИ. Делала я это всё интуитивно, доверяя «чуйке». И я не могла объяснить, почему те или иные PR-кампании и партнёрства становились успешными.
Я действовала беспорядочно до тех пор, пока не попала на встречу по игре #УволитьМаркетолога с основателем рекламного агентства R:TA Пашей Гительманом, на которую пригласил меня мой друг. На встрече Паша рассказал о бесплатных методах привлечения клиентов и, по сути, разложил по полочкам мой хаос в голове.
Больше всего мне понравился чек-лист по поиску и подбору партнёров. С помощью него у меня появился чёткий портрет партнёра, целевого клиента и, главное, появилось понимание того, как пошагово и постоянно создавать «вкусные» предложения для обеих сторон.

В результате я стала меньше времени тратить на интуитивный поиск и более точечно формировать предложения, которые закрывают боли и потребности партнёров и клиентов.

Это лишь малая часть проделанной работы на игре #УволитьМаркетолога
Также Паша посоветовал мне создать пакетное предложение вместо разовых размещений в СМИ, что я и сделала, подняв средний чек с 50 тысяч рублей до 200 тысяч. Ещё я начала партнёриться с лидерами мнений, бесплатно продвигая их в течение месяца в случае, если они приведут мне 5 клиентов.

Таким образом я запартнёрилась с двумя digital-агентствами, которые привели мне 5 клиентов, и с предпринимателем и ведущим влога «Трансформатор» Дмитрием Портнягиным, который привёл 3 клиента.

История с Далай-ламой
Если соединить сильный инфоповод с грамотной работой со СМИ — получится «взрыв», обеспечивающий огромный охват целевой аудитории.
К примеру, такой «взрыв» получился в работе с Димой Портнягиным. Он летел в Индию и брал интервью для своего влога с Далай-ламой — крутой инфоповод!

С помощью агрегаторов вроде MediaMetrics я запустила эту новость в СМИ. За 1,5-2 дня она появилась в 38 изданиях, обеспечив охват в 5 миллионов человек. Это был фантастический результат. А перед этим Дима появился ещё в эфире «Делового утра», в котором рассказал о своём влоге на аудиторию в 20 миллионов человек.

Новость с Дмитрием Портнягиным и Далай-ламой в Metro News
Спустя год после переезда в Москву я стала зарабатывать 700 тысяч рублей в месяц. О таком я даже и подумать не могла! И всё благодаря одному навыку — умению бесплатно находить клиентов через партнёрства.
Главный вывод за 5 лет работы
Пообщавшись с предпринимателями из десятков отраслей я поняла, что самое узкое место в каждом бизнесе — клиенты.
«Как с наименьшими затратами привлечь как можно больше клиентов?» — вот вопрос, над которым день и ночь должен думать предприниматель. Всё остальное — вторично.
Но для меня эта тема никогда не была больной. Если мне нужны были клиенты — я их легко находила и делала это бесплатно с помощью партнёрств с другими компаниями.
Я никогда не верила в платные каналы маркетинга вроде Google.AdWords.
Клиенты, ненавязчиво и нативно привлечённые в результате партнёрств, экономят сотни тысяч рублей на отсутствии рекламного бюджета. Они тёплые и лояльные и с ними приятно работать. И что важно, партнёрский трафик — целевой, ведь через продукт партнёра можно понять поведенческие характеристики, вовлечённость и настроение его клиента.
Моё умение бесплатно находить клиентов было врождённым и интуитивным. Мне всегда казалось, что оно дано далеко не всем людям.

Но после встречи с Пашей Гительманом я поняла, что навыку бесплатного привлечения клиентов может научиться каждый. Ведь это вопрос комбинации шагов и технологий, которые Паша структурно, понятно и легко разложил по полочкам в своей маркетинговой игре #УволитьМаркетолога.

Очень советую всем предпринимателям и маркетологам попробовать свои силы в игре Паши. В результате вы приобретёте очень ценный навык.
Участвовать в игре #УволитьМаркетолога